Tuesday, August 27, 2013

интересно, нужно попробовать

Как написать хороший текст: забудьте о школьных сочинениях

Писать понятно и доступно - навык, и этому несложно научиться. Этот навык особенно важен в интернете, где внимание читателей рассеяно. Даже интересные темы не будут читать, если автор ходит вокруг да около и "раскочегаривается" только к концу текста.

Правильно составлять тексты учил нас в Голландии профессор по Marketing Management, усатый, шумный, похожий на оголландившегося Эркюля Пуаро. Курс его был один из самых практически полезных - в том числе, пару занятий мы учились кружочками вырисовывать планы докладов и структурировать мысли.

Это я потом использовала в диссертации, на работе, в книге и, само собой, в постах ЖЖ. Нельзя начинать с плана, как нас учили в школе, потому что мозг не мыслит линейно. Сначала надо выписать все мысли, которые у вас есть по вашей теме, и только после этого уже их структурировать, собрать в логичный план. Если мы составляем иерархический план сразу (1, 2.1, 2.2, 2.3, 3), мы прыгаем через две ступеньки, что не способствует ясности.

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

Начинаю я с большого круга в центре листа, куда записываю основную мысль текста. Хитрость в том, что это не название, это не "о том-то". Это описание моего внутреннего драйва для текста, зачем я его пишу, какую мысль хочу донести до читателя. Иногда приходится подумать, чтобы четко сформулировать свою цель.

Важно, чтобы основная мысль в тексте была только одна! Люди плохо воспринимают две мысли, это уже много. Иногда обидно, но приходится себя ограничивать. Либо делить текст на разные части со своими заголовками и внутренней структурой.

Например, я когда-то писала на тему Лучшая цель - отсутствие цели. Вкратце - когда-то я пробовала ставить перед собой цели и разочаровалась, но не могла от целей отказаться - в нашем обществе целеполагание поощряяется. Потом я вычитала, что главная история о важности целей фальшивая, обрадовалась и решила жить без целей. Однако, и жизнь без целей меня разочаровала, потому что оказалась скучной. Я опять вернулась к целям, но уже не в качестве "жизненных ориентиров", а в качестве "средства от скуки".

Здесь никак не получалось одной основной мысли. Получались две. Одна - что цели, которые нас поощряют ставить, часто не отвечают нашим внутренним потребностям, не приносят удовольствия и не гарантируют успеха. Вторая - что радостная и счастливая жизнь все-таки требует некоторых целей, поскольку совсем без них скучно. Поэтому я сделала два поста, каждый для своей мысли.

Соответственно, в центральном круге для первого поста я писала, что "цели - не так хороши, как нам их преподносят". Разумеется, можно было бы подойти к теме и с других ракурсов - хотя бы "нам врут о целях". Тогда в тексте я бы больше приводила примеров о том, как "гуру успеха" придумывают примеры, выдавая их за реальные, или говорят о чем-то недоказанном, а их последователи в итоге разочаровываются.

РАЗВИТИЕ ТЕМЫ

Вокруг центрального большого круга я записываю, что хотела бы и могу сказать - в беспорядке, где есть свободное место. Мне не надо думать на этом этапе, какая мысль должна следовать за чем, я выписываю все, что приходит в голову, в произвольном порядке. Поэтому, кстати, важно не писать "в столбик" - бессознательно мы будем стараться структурировать и ограничим себя.

Когда все выписала, сходные мысли соединяю стрелочками - выстраиваю связи между ними. На этом этапе видно, что некоторые мысли - лишние, не соответствуют моей основной мысли или не вписываются в структуру. Их я вычеркиваю. А некоторые важные пункты оказываются "голыми", к ним добавляю примеров.

И только после этого я нумерую, что за чем и в каком порядке должно следовать. На фотографии к этому посту видно, как это выглядит - хотя на большие тексты уходит иногда целый разворот тетради, а для рабочих текстов и книги я использовала большие блокноты формата А4.

В это же время я продумываю, в каком виде текст будет лучше смотреться. Вариантов много - история с выводами, история с пунктами, простой список, вопросы и ответы и т.д. Я подробно писала об этом в "Руководстве" и по тэгу "Ведение блога".

ПЛАН И НАПИСАНИЕ ТЕКСТА

После предыдущего этапа у меня получился план. Дальше я план переписываю набело и проверяю - есть ли там логичность, цельность. Есть ли у меня интересные истории/примеры, чтобы оживить текст. По этому плану я уже пишу пост.

При написании, разумеется, учитываю, чтобы в каждом абзаце была одна мысль, предложения были простыми и понятными, основные пункты выделенными, заключения усиливали впечатления от текста - в общем, все то, о чем я писала в "Руководстве".

MindMapping, в принципе, тоже на этом основан, но мне ни одна программа не подошла. На бумаге все нагляднее и проще. Второй недостаток программ - они требуют строгого "ветвистого строения", то есть у вас от одной "ветки мысли" отходят другие, ее раскрывающие. А значит - вам уже надо связи между ними логически выстраивать. Вы опять пропускаете пункт, когда вы просто все выплескиваете на бумагу, не заботясь о последовательности и связях.

Разумеется, все это относится к текстам, в которым вам надо что-то сказать, а не просто поговорить. "Говорить" - приятно и создает ощущение эмоциональной близости, если вас слушают и отвечают. "Сказать" - нацелено на эффективность донесения вашей мысли. Это более понятно мужчинам, которые ценности "говорения" с нами не всегда разделяют. Когда-то я даже любимому мужчине некоторые длинные письма писала, начиная с создания неиерархического плана. :) Иногда я так планирую и разговоры - пусть и не столь детально. Не только по работе, но даже перед встречей с подругами-друзьями, когда понимаю, что хочется много сказать, а времени будет не хватать.

И нет, это не сложно и не занимает так уж много времени, как только вы научитесь это делать. Но дает важнейшие преимущества:

  • вы получаете четкий, логичный, легко читаемый текст,
  • вы упрощаете себе его написание,
  • вы избавляетесь от страха белого листа (выписывать все, что приходит в голову - очень просто!)
  • взято отсюда

    9 comments:

    Mavka said...

    Ира, спасибо за статью. Читали вместе с ребенком. Присоседился ко мне и читал с интересом. Потом писали с ним сочинение, как провел лето.:-) Правда, дальше рисования схемы дело не пошло :-)

    Mavka said...

    Кстати, всегда писала план сочинения, реферата, диплома и т.п. по факту, когда большая часть уже была написана

    Tigranusha said...

    на здоровье, я тоже обрадовалась, когда нашла ее. здорово, что ребенку тоже было интересно!
    но я замечаю, что чаще хочу поговорить, чем сказать.
    нужно будет попробовать что-то сказать :)

    Mavka said...

    "поговорить" тоже нужно уметь. Я научилась этому совсем недавно. Поэтому школьные сочинения для меня всегда были мучением. Мне сложно было написать требуемый объем только за счет того, что я хотела сказать. :-)

    Tigranusha said...

    ты знаешь, школьные сочинения - это издевательства над детской психикой. вместо того, чтобы учить излагать свою мысль, делиться обнаруженной информацией, аргументировать, нас заставляли размазывать и без того невнятные мысли на 5 листов...
    у меня никогда не было нормального объема сочинений...

    Skrynya said...

    Хм... а я писала и себе и одноклассникам за деньги. И еще у меня мыслей было на вагон и тележку. Но.. это я просто очень заработать хотела.

    Mavka said...

    У меня тоже был случай, когда я написала сочинение подруге. Нужно было написать фантастическую сказку. Класс был пятый или шестой. Мне мама написала про кота Матроскина в космосе. (Она иногда писала сочинения за меня:-) А я за перемену сочинила подруге историю про мальчика, который попал внутрь компьютера. Компьютеров тогда практически не было. У мамы на работе был, и она считалась крутым сотрудником, раз смогла в нем разобраться. Так наши два сочинения учительница читала вслух:-). Но такое было один раз за всю школу.

    Tigranusha said...

    вах, как прикольно :) ну, у меня тоже было, что я что-то про Героя нашего времени зажгла, уж больно мне Лермонтов нравился. но объема все равно не было.

    Anonymous said...

    У меня к 9-11 классам объем всегда получался. Но мои сочинения были строго по теме. я получала за них пятерки, но не горжусь ими - там в тексте было все предсказуемо, правильно, скучно.